Оценка результативности
15.01.2024
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Оценка результативности и эффективности программы
происходит по следующим критериям:
- количественные показатели (охват программой,
количество конкретных мероприятий, участие в творческих конкурсах, степень
реализации);
- показатели социального развития личности
(динамика уровня развития духовно-нравственной сферы личности);
- показатели общественного мнения
(популярность программы, публикации в соцсетях);
- воспроизводимость программы.
Оценочные процедуры осуществляются через
сбор, обработку и интерпретацию данных, полученных через следующие методы:
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование родителей;
- анализ продуктов деятельности (рисунки,
сочинения, проекты детей);
- беседа с обучающимися.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Реализация программы предполагает формирование
нравственных ценностных ориентаций школьников, включающих не только знания о
добре и зле, о хорошем и плохом, но и затрагивающих их чувства и эмоции,
отражающих поведение и отношение к окружающим, себе самому, к семье, Родине. Через
изучение смысла православных праздников, традиций семейной жизни, церковного
искусства в детях утверждается мысль, что главное в их жизни есть любовь и
созидание, а не ненависть и разрушение, что только любовью строится совместная
жизнь на земле. У обучающихся формируются представления об историческом прошлом
и настоящем Подмосковья, о личностях, оставивших заметный след в истории; о
древних городах Подмосковья, первых храмах и монастырях, святых источниках. Таким
образом происходит воспитание любви к малой Родине; воспитание гражданина
своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего
народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и края.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности
осуществляется с опорой на духовно–нравственную культуру и такие ценностные
ориентиры, как патриотизм, служение Отечеству, человечность, личность, справедливость,
милосердие, семья, любовь, дружба, труд и творчество, искусство и литература.
МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами начального и среднего общего
образования внеурочная деятельность является составной частью учебного плана. В
учебном плане внеурочная деятельность духовно–нравственного направления
представлена системой воспитательной деятельности «Тропа к духовным родникам».
Программа «Тропа к духовным родникам» интегрирована по содержанию, вводит
обучающихся в мир православной культуры и искусства, научит их любить и
понимать историю родного города, Подмосковья в тесной взаимосвязи с историей
православия, раскроет для обучающихся понимание православной культуры как части
общей культуры, познакомит с основами духовно–нравственной культуры. Часы
внеурочной деятельности, отведенные на реализацию программы, позволяют
развернуть работу по различным видам внеурочной деятельности:
- познавательная деятельность
(познавательные беседы, творческие и исследовательские проекты, викторины),
- проблемно-ценностное общение (этические
беседы, диспуты, проблемно-ценностные дискуссии),
- художественное творчество (выставки
творческих работ),
- социальное творчество (коллективное
творческое дело, социальные проекты).
Программа имеет 12-уровневую (по годам
обучения) структуру. Общее число часов, отведённых на освоение программы - 216 часов
(подготовительная группа детского сада, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы),
рассчитано на 12 лет. В учебном плане образовательной организации на внеурочную
деятельность, представленную программой «Тропа к духовным родникам», отводится
следующая часовая нагрузка:
Часовая
нагрузка
Класс |
Подг. гр. |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. |
9 кл. |
10 кл. |
11 кл. |
Кол-во
занятий в месяц |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Кол-во
занятий в год |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
Реализация программы «Тропа к
духовным родникам» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в музыкально-литературных гостиных, конкурсах, выставках, туристических
и краеведческих походах, в том числе основанных на межпредметных связях с
такими дисциплинами образовательной
программы, как «Литература», «Музыка», «Основы религиозной культуры и светской
этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными
результатами программы «Тропа к духовным родникам» является формирование
следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки,
явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в
предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как
хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и
ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции православных
духовно-нравственных ценностей;
Предметными
результатами программы «Тропа к духовным родникам» являются:
Подготовительная группа
- уметь называть особенности православного культового сооружения;
- уметь называть православные праздники
(Рождество Христово, Пасха)
- уметь объяснять значения слов «милосердие,
сострадание, прощение»
1
класс
- уметь называть православные праздники
(Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Пасха,
Радоница);
- иметь представление о преподобном Сергии
Радонежском, Александре Невском;
- знать, кто такие защитники Отечества,
почему надо защищать Родину.
2
класс
- уметь называть православные праздники
(Рождество Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество
Христово, Крещение Господне, Пасха, Радоница);
- знать, что такое православный храм и что
там находится, узнавать икону «Рождество Христово»;
- уметь объяснять значения слов и выражений
«благовестие», «воля Божия и воля человеческая», «крестные страдания»
3
класс
- знать ветхозаветные пророчества о Христе.
- иметь представления об Иоанне Крестителе
- знать, для чего Бог пришёл к людям, почему
Христа называют спасителем
- иметь представление и узнавать некоторые
храмы Серпухова
4
класс
- знать достопамятные события отечественной
истории, имена и подвиги величайших просветителей, государственных деятелей,
героев и святых людей России.
5
класс
- знание, понимание и принятие обучающимися
ценностей: мировоззрение, выбор, нравственность, долг, милосердие, миролюбие,
как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знать и называть основы христианского
мировоззрения, основные вехи в жизни Иисуса Христа и его церкви.
6
класс
- знать некоторые вехи истории духовной
культуры России,
- знать содержание жития русских святых;
- знать первых христиан на Руси и их
деятельность.
7
класс
- знать жизнеописание героев отечественной
истории, культуры, христианских святых
- знать основы библейской истории
происхождения мира,
- знать о христианском понимании смысла
жизни человека, нормах христианской морали.
8
класс
- знать православные праздники (Рождество
Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, праздник Покрова Пресвятой
Богородицы, праздник Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных, праздник
Введения во храм Пресвятой Богородицы, праздник Рождество Христово, праздник
Крещения Господня, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Воскресение Христово,
день Святой Троицы, Преображение Господне, Успение Божией Матери).
- знать правила
благочестивой семьи;
- знать ритм жизни Христианской семьи.
9
класс
- знать смысл и
назначение церковного искусства;
- понимать духовный смысл и устройство
православного храма;
- различать особенности храмостроения
Византии, Запада, древнерусского зодчества;
- понимать смысл и содержание иконы;
- различать особенности греческого
церковного пения и русской церковной музыки.
10
класс
- знать основные даты и события истории Подмосковья
с древнейших времен до наших дней;
- знать основные даты развития духовной
культуры Подмосковья (годы основания главных храмов Серпухова и Московской области,
монастырей, памятников скульптуры, подмосковных художников и скульпторов,
авторов произведений на православную тематику, их основные работы);
- владеть информацией о значении Русской
Православной Церкви в истории Подмосковья.
11
класс
- иметь представления о нравственной
культуре православия;
- иметь представления о духовной борьбе, сражении
со страстями;
- выполнять проектные работы «Азбука
духовности»;
- выполнять исследовательский проект «Диалог
культур и поколений»
Метапредметными результатами программы
«Тропа к духовным родникам» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации;
- моделирование изучаемого содержания.
Регулятивные УУД:
- умение излагать мысли в четкой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения;
- анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- определять и формулировать цель
деятельности на занятии с помощью учителя.
- уметь работать в паре и в коллективе;
- уметь работать над программой в команде,
эффективно распределять обязанности.