Пояснительная записка
15.01.2024
Программа
МБОУ СОШ № 16 «Тропа к духовным родникам» имеет духовно-нравственную и
культурологическую направленность и предназначена для обучающихся от 6 до 17
лет, предполагает приобщение обучающихся к ценностям православной культуры и
ознакомление с духовными святынями Подмосковья.
Программа опирается на давние традиции и
обширную ресурсную базу образовательной организации, так как школа имеет более
чем двадцатилетний опыт работы в области культурологического,
морально-этического воспитания молодежи. В тесном соработничестве с
Серпуховским благочинием команда школы является мудрым хранителем духовных
ценностей воспитания в городском округе Серпухов.
Программа упорядочивает работу всех направлений по
духовно-нравственному развитию и вовлекает в воспитательную работу все
категории обучающихся, начиная с дошкольного возраста, а также объединяет
усилия родителей и педагогов образовательного комплекса «детский сад – школа».
Материал представляет интерес для педагогов образовательных комплексов:
воспитателей, преподавателей ОРКСЭ и ОДНКНР, классных руководителей.
Актуальность
данной программы обусловлена тем, в настоящее время у подрастающего поколения
наблюдается искажение основных представлений о духовно-нравственных ценностях
семьи, церкви, государства. В обществе пришло понимание, что нельзя прерывать
связь времён и поколений, что именно с детства необходимо обращать внимание на
духовно-нравственный мир детей. Трудно не согласиться с теми, кто утверждает,
что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд
ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда
мы вновь обретаем себя, найдём нравственные основы жизни.
Новизна
программы заключается в организации непрерывной
образовательной культурологической практики от дошкольного возраста к старшему
школьному и сплоченности всех ступеней общего образования едиными целями и
задачами духовно-нравственного воспитания.
Педагогическая целесообразность программы «Тропа к духовным
родникам» заключается в том, что в детстве восприятие детей наиболее открыто к
формированию духовно – нравственных ценностей, именно в детском возрасте
формируется духовный облик личности. Мы считаем, что выстраивание целостной
системы духовно-нравственного воспитания и целенаправленные усилия на всех
уровнях образования приведут к формированию духовно-нравственных ориентиров на
основе традиционных российских и христианских ценностей.
В основу
механизма реализации Программы заложены следующие принципы, обеспечивающие
обоснованный выбор мероприятий Программы и сбалансированное решение основных
задач:
- Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность обучающихся должна основываться на духовно-нравственных ценностях православной культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
- Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений. Предусматривает использование планов, схем при решении программных образовательных задач.
- Принцип системно-деятельностного подхода – содержание программа
реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными
особенностями.
- Принцип доступности и последовательности базируется на учете возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся при подборе материала от простого к
сложному. Заключается в соответствии материала возрастным и индивидуальным
особенностям, в простоте изложения материала.
- Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды
образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного
потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы,
содержания, форм и методов образования в целостном образовательном процессе.
- Принцип социализации и личной значимости предполагает создание
необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в
современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов
поведения, присущих православной культуре и российским традициям.
- Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает
формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие
чувственно-эмоциональной сферы обучающихся, нравственно-творческого отношения и
является доминантой программы «Тропа к духовным родникам».
Цели:
- содействие духовно-нравственному
становлению обучающихся, формированию духовного облика и нравственной позиции
на основе ценностей православной культуры.
- формирование ответственного, уважительного отношения к святыням родной
земли, к наследию отечественной культуры, любви к отечественной истории,
осознании себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.
Задачи обеспечивают
эффективное достижение поставленных целей:
- Формировать представления и знания о Боге,
о родном доме, о духовно-культурном наследии Подмосковья;
- Развивать любознательность к родному дому,
духовно-культурному наследию малой Родины;
- Обеспечить формирование у обучающихся
истинных ценностей: Родина, вера, долг, честь, любовь;
- Воспитывать нравственные качества:
милосердие, отзывчивость, сопереживание и сорадование близким людям, родному
дому, духовно-культурному наследию, истории малой Родины.