Федеральная экспериментальная площадка
28.01.2019
Федеральная экспериментальная площадка "Педагогические условия позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК "Мозаичный ПАРК"
Актуальность и новизна проблемы
В
настоящее время проблема социального развития ребенка приобретает особую
актуальность. В связи с этим одной из целевых установок Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Стандарт)
является «создание условий социальной ситуации развития дошкольников,
открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего
личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному
возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне
его ближайшего развития».
Основные
требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим
здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности
и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача
пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не
на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на
формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям,
проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные
коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные
источники информации. Однако все эти качества принесут пользу как
ребенку, так и обществу, только при условии его позитивной социализации.
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе» (стандарт).
На
современном этапе развития системы образования социализация детей понимается
как процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную
среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей,
способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и
традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к
саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
В
связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии
с окружающим его миром - становится не просто актуальной на данном современном
этапе, но и одной из самых важных.
Объект
исследования
Процесс
социализации детей в дошкольных образовательных организациях
Предмет исследования
Педагогические
условия позитивной социализации детей дошкольного возраста средствами
программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК».
Концепция
исследования (основные теоретические идеи, составляющие основу исследования)
Экспериментальная
работа базируется на методологии культурно-исторического и
системно-деятельностного подхода к процессу социализации детей (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов и др.) Основоположник
культурно-исторического подхода Л.С. Выготский отмечал, что в развитии ребёнка
сосуществуют две линии. Первая следует путём естественного созревания, вторая
состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Согласно теории
Л.С. Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит не
через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями»,
знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и языком.
Согласно
системно-деятельностному подходу личностное, социальное, познавательное
развитие детей определяется характером организации их деятельности.
Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной
среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях
созданного спектра специфических видов детской деятельности (П.Я. Гальперин, А.В.
Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
В
основе концепции лежит разработка целей, содержания, форм и методов
образовательной деятельности дошкольников с опорой на классические
исследования: развития произвольных движений (А.В. Запорожец), свободного
действия (В.П. Зинченко), творческого действия (Б.Д. Эльконин), учебной
деятельности и теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов),
восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), воображения и способностей (Л.А.
Венгер, О.М. Дьяченко), мышления (Н.Н. Поддьяков), индивидуальности и личности
(А.Г. Асмолов, Г.Г. Кравцов), эмоций (А.В. Запорожец); связи целенаправленного
и произвольного поведения с соответствующими регуляторными формациями сознания
(А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова).
Концепция
исследования базируется на следующих идеях:
• антропоцентрического
гуманизма (И. Кант, Л. Фейербах, М. Шелер, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и
гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили);
• теории
об амплификации (обогащении) ребёнка средствами разных «специфически детских
видов деятельности» (А.В. Запорожец);
• гуманистической
философии (Ш.А. Амонашвили);
• личностно
ориентированной педагогики сотрудничества (И.П. Волков, А.Н. Давидчук, В.И.
Загвязинский, А.Н. Леонтьев, Л.А. и Б.П. Никитины, Н.Н. Щуркова);
• фундаментального
положения о ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов);
• реализации
социально-личностного подхода к образованию (В.И. Загвязинский, Т.Н. Доронова,
Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова), формирования социально значимых качеств
личности с одновременным развитием природных задатков (Л.И. Божович, М.И.
Лисина, Т.И. Репина, С. Соловейчик).
Постановка цели (что будет
достигнуто)
Выявление
и создание комплекса педагогический условий в ДОО, способствующих позитивной
социализации детей дошкольного возраста с использованием
программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК».
Выдвижение гипотезы (что
предполагается сделать, чтобы получить результат)
Позитивной
социализации детей в ДОУ будет способствовать использование
программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК», включающего:
-
организацию предметно-пространственной среды в ДОО для приобретения детьми
социального опыта;
-
апробирование детьми различных социальных ролей, образцов поведения и способов
деятельности;
-
приобретение навыков работы в коллективе, в группе и индивидуально,
стремление к бесконфликтному общению,
-
поиск выхода из проблемных ситуаций и умение ориентироваться в меняющихся
условиях окружающего мира
Основные задачи исследования
-
выявление значимых факторов и механизмов позитивной социализации детей в ДОО с
использованием ПМК «Мозаичный ПАРК»;
-
организация предметно-пространственной среды в ДОО, расширение и обогащение её
социального и предметного компонентов, необходимых для приобретения детьми
социального опыта, ценностных ориентиров, принятых в обществе;
-
организация педагогического пространства ДОО для совместной
«культуросозидательной и культуроосвоительной» деятельности педагогов и детей
(Д.Б. Эльконин);
-
формирование социальной среды в ДОО: возможность разновозрастного общения,
наличие индивидуального пространства ребёнка, возможность трансформации
среды
в
зависимости от ситуации и др.;
-
активное включение родителей в социальное пространство ДОО как полноправных
субъектов образовательного процесса;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и обеспечение партнёрских взаимоотношений в системе «педагог-ребёнок-родитель».