Игровые технологии
01.09.2023
Игра - ведущий наиболее доступный
для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего
мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую
возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным,
по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать
разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с
сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него
формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть
успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в
педагогической практике является оптимизация и организация в ДОУ специального
пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности
дошкольников.
Актуальность
Проблема игры привлекала и
привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов,
философов, социологов, искусствоведов, биологов. Например, в исследованиях Л.
С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра
определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём
спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и
воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования
способностей производить действия в умственном плане, для осуществления
психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов.
Цель игровой технологии - не менять
ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим
навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном
внимании и сопереживании взрослого.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня
мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт
собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства,
активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая
технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
1. Технологическая схема – описание
технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные
функциональные элементы.
2. Научная база – опора на
определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
3. Системность – технология должна
обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
4. Управляемость – предполагается
возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной
диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
5. Эффективность – должна
гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по
результатам и оптимальной по затратам.
6. Воспроизводимость – применение в
других образовательных учреждениях.
Поэтому, используя игровые
технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности,
стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку,
поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае
игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы
сотрудничества с взрослым.
Стараюсь организовать педагогический
процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все
виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра,
режимные моменты и игра.
Мой опыт работы показывает, что
игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период
адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование
эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в
воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама,
интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально,
чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это
такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др.
Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится? », «Кто быстрее докатит мяч»
- при этом, организуя детей в игру – соревнование.
Игровая деятельность выполняет
различные функции:
- развлекательную (развлечь,
воодушевить, пробудить интерес) ;
- коммуникативную (освоение способов
общения) ;
- самореализации в игре;
- игротерапевтическую (преодоление
различных трудностей, возникающих в
других видах жизнедеятельности) ;
- диагностическую (выявление
отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры) ;
- коррекции (внесение позитивных
изменений в структуру личностных
показателей) ;
- социализации (включение в систему
общественных отношений) .
Главными чертами игры являются:
1. свободная развивающая
деятельность;
2. творческий, импровизационный,
активный характер;
3. эмоциональная сторона
деятельности;
4. наличие правил, содержания,
логики и временной последовательности
развития.
Игровые технологии я направляю на
развитие внимания детей.
У детей в дошкольном возрасте
происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.
Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не
очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы.
Например, предлагаю игровую ситуацию
на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких
шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине, как у него.
Или предлагаю игру «Что не так? », специально допуская ошибку в своих
действиях, а ребенок должен ее заметить.
Использование игровых технологий
помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови»,
«Что сначала, что потом» и др.
Игровые технологии способствуют
также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного,
наглядно-образного и логического.
В этом мне помогает включение в
образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится
сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои
действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое
мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить
причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Использование игровых приемов и
методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда
альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на
занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный
пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети
получают опыт, который позволит им играть затем в игры.
Комплексное использование игровых
технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.
Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми
является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться
успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое
поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно
организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.
Как показывает опыт, игровые
технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной
работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение
качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем,
возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии
оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском
саду.
В качестве одного из эффективных
видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками,
хороводами, играми-шутками. Их использование в педагогическом процессе не
только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и
различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной
культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это
важное направление регионального компонента образовательной программы детского
сада.