Федеральная экспериментальная площадка "Педагогические условия позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК "Мозаичный ПАРК"
29.03.2018
Актуальность и новизна проблемы
В настоящее время проблема социального развития ребенка приобретает особую актуальность. В связи с этим одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Стандарт) является «создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития».
Основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. Однако все эти качества принесут пользу как ребенку, так и обществу, только при условии его позитивной социализации. «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (стандарт).
На современном этапе развития системы образования социализация детей понимается как процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится не просто актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных.
Объект исследования
Процесс социализации детей в дошкольных образовательных организациях
Предмет исследования
Педагогические условия позитивной социализации детей дошкольного возраста средствами программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК».
Концепция исследования (основные теоретические идеи, составляющие основу исследования)
Экспериментальная работа базируется на методологии культурно-исторического и системно-деятельностного подхода к процессу социализации детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов и др.) Основоположник культурно-исторического подхода Л.С. Выготский отмечал, что в развитии ребёнка сосуществуют две линии. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Согласно теории Л.С. Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит не через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и языком.
Согласно системно-деятельностному подходу личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
В основе концепции лежит разработка целей, содержания, форм и методов образовательной деятельности дошкольников с опорой на классические исследования: развития произвольных движений (А.В. Запорожец), свободного действия (В.П. Зинченко), творческого действия (Б.Д. Эльконин), учебной деятельности и теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), воображения и способностей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), мышления (Н.Н. Поддьяков), индивидуальности и личности (А.Г. Асмолов, Г.Г. Кравцов), эмоций (А.В. Запорожец); связи целенаправленного и произвольного поведения с соответствующими регуляторными формациями сознания (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова).
Концепция исследования базируется на следующих идеях:
• антропоцентрического гуманизма (И. Кант, Л. Фейербах, М. Шелер, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили);
• теории об амплификации (обогащении) ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности» (А.В. Запорожец);
• гуманистической философии (Ш.А. Амонашвили);
• личностно ориентированной педагогики сотрудничества (И.П. Волков, А.Н. Давидчук, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, Л.А. и Б.П. Никитины, Н.Н. Щуркова);
• фундаментального положения о ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов);
• реализации социально-личностного подхода к образованию (В.И. Загвязинский, Т.Н. Доронова, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова), формирования социально значимых качеств личности с одновременным развитием природных задатков (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Т.И. Репина, С. Соловейчик).
Постановка цели (что будет достигнуто)
Выявление и создание комплекса педагогический условий в ДОО, способствующих позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК».
Выдвижение гипотезы (что предполагается сделать, чтобы получить результат)
Позитивной социализации детей в ДОУ будет способствовать использование программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК», включающего:
- организацию предметно-пространственной среды в ДОО для приобретения детьми социального опыта;
- апробирование детьми различных социальных ролей, образцов поведения и способов деятельности;
- приобретение навыков работы в коллективе, в группе и индивидуально, стремление к бесконфликтному общению,
- поиск выхода из проблемных ситуаций и умение ориентироваться в меняющихся условиях окружающего мира
Основные задачи исследования
- выявление значимых факторов и механизмов позитивной социализации детей в ДОО с использованием ПМК «Мозаичный ПАРК»;
- организация предметно-пространственной среды в ДОО, расширение и обогащение её социального и предметного компонентов, необходимых для приобретения детьми социального опыта, ценностных ориентиров, принятых в обществе;
- организация педагогического пространства ДОО для совместной «культуросозидательной и культуроосвоительной» деятельности педагогов и детей (Д.Б. Эльконин);
- формирование социальной среды в ДОО: возможность разновозрастного общения, наличие индивидуального пространства ребёнка, возможность трансформации среды
в зависимости от ситуации и др.;
- активное включение родителей в социальное пространство ДОО как полноправных субъектов образовательного процесса;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и обеспечение партнёрских взаимоотношений в системе «педагог-ребёнок-родитель».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.10.2018
Дата обновления: 03.10.2018
Дата публикации: 29.03.2018